top of page

Ко Дню Железнодорожника. Человек соединивший Россию.

Выпускник Пажеского корпуса, офицер лейб-гвардии Егерского полка, чиновник министерства иностранных дел, рабочий паровозостроительного завода в США, кочегар, машинист, начальник службы подвижного состава и тяги, слесарь на паровозостроительном заводе в Ливерпуле, начальник службы подвижного состава и тяги Курско-Киевской, а затем Московско-Рязанской железных дорог, во время похода князя Соболева в Среднюю Азию, один из руководителей строительства Закаспийской военной железной дороги, управляющий Закаспийской военной железной дороги, министр путей сообщений, торговли и земледелия Болгарии, Министр путей сообщения Российской Империи, Член Государственного Совета, Профессор института инженеров путей сообщения, действительный член Российского Географического общества, Императорского Русского технического общества, Российского автомобильного общества, председателя Общества Красного Креста, действительный тайный советник – и это не три десятка разных людей и судеб – все это одна судьба и один человек - князь Михаил Иванович Хилков.


Михаил Иванович Хилков. 1834 - 1909.



Михаил Иванович Хилков возглавлял министерство путей сообщения с 1895 по 1905 год. За эти десять лет протяженность транспортной сети Российской Империи удвоилась c 35 000 км до 60 000 км. Ежегодно вводилось в строй порядка 2 500 км железных и 500 км автомобильных дорог. Таких темпов строительства не было даже в СССР! При нем были введены в строй все основные линии Транссиба, и магистраль превратилась в непрерывный трансконтинентальный транспортный путь.





Во время Русско-Японской войны 1904-1905, под непосредственным руководством Михаила Ивановича Хилкова, российские железнодорожники совершили настоящий трудовой подвиг. К 1904 году Транссиб был построен из центральной части страны до озера Байкал, и от Байкала на Дальний Восток. На Байкале работал железнодорожный паром. Зимой переправа грузов осуществлялась гужевым способом. Понимая острейшую необходимость войск в провианте и боеприпасах, Михаил Иванович Хилков уже через сутки после начала войны прибыл на Байкал. Для увеличения пропускной способности переправы, прямо по льду Байкала, были проложены железнодорожные рельсы, по которым вагоны тянули конной тягой. В то время английская газета «Таймс» писала: «Князь Хилков является для Японии более опасным противником, чем военный министр Куропаткин. Он знает, что делать, а самое главное — как делать. Если и есть человек в России, способный более чем кто-либо другой помочь своей стране избежать военной катастрофы, то это именно князь Хилков…».

Михаил Иванович Хилков лично руководил всеми процессами на Байкальской переправе в течении 1904 года. За это время было переправлено 65 паровозов (в разобранном виде) и порядка 1600 вагонов.




Несмотря на огромную занятость, Михаил Иванович внимательно следил за новейшими достижениями транспортной техники, особенно в области электрической тяги. При МПС была создана специальная комиссия, занимавшаяся применением электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водных путях, которая рассмотрела и дала положительную оценку целому ряду оригинальных проектов отечественных инженеров.


Среди них — проект подвесной электрической дороги Москва — Петербург с невиданной для того времени скоростью электровагонов до 200 км/час. Этот проект был разработан известным электротехником И.В. Романовым. В 1899 г. Романов построил экспериментальную подвесную электрическую железную дорогу в Гатчине, образцы первых отечественных электромобилей и омнибуса на аккумуляторах. В 1902 г. Михаил Иванович Хилков и члены специальной комиссии присутствовали на испытаниях первого отечественного троллейбуса. Они прошли удачно, и инженер путей сообщения В.И. Шуберский разработал в том же году проект первой в мире междугородной троллейбусной трассы «Новороссийск — Сухум». Однако начавшаяся русско-японская война и революционные события 1905 г. не позволили его реализовать.


Для широкомасштабного транспортного строительства требовалось большое число специалистов. Михаил Иванович Хилков прекрасно это понимал. Так в 1896 г. при его активном участии было открыто Московское инженерное училище (МИУ, впоследствии МИ ИТ) — второе высшее учебное заведение по подготовке инженеров для транспорта и строительства (первым был Петербургский институт инженеров путей сообщения. Значительное развитие получили инженерные училища, в которых учились дети железнодорожников. За счет средств МПС содержалось 180 общеобразовательных школ, в которых обучались более 20 000 детей.


По предложению Михаила Ивановича Хилкова в России был учрежден и профессиональный праздник железнодорожников. Впервые он отмечался 25 июня 1896 г. в день столетия императора Николая I, считавшегося основателем железных дорог.


Удивительная жизнь и судьба этого великого человека пример истинного патриотизма и служения России.

Памятник Михаилу Ивановичу Хилкову в Музеи железных дорог России. Санкт-Петербург.

С Днем Железнодорожника!

bottom of page