Железные дороги СССР 1941 год.

Обновлено: 22 июн.

Сегодня, 22 июня мы хотим вспомнить о первых днях войны, и о той роли, которую сыграли обычные железнодорожники и сотрудники Народного Комиссариата Путей Сообщения в то тяжелое время. Вопреки распространенному мнению – в СССР велись работы и разрабатывались протоколы действий на случай войны. И подтверждением тому тот факт, что уже 23 июня 1941 года был подписан приказ наркома о введении на 44 железных дорогах воинского графика движения поездов. Особый режим вводился с 18 часов 24 июня 1941 года. Предусматривалось - первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение чёткой работы станций. Весовые нормы воинских эшелонов и транспортов были унифицированы. Воинский график позволил правильно рассчитать и перераспределить технические средства и кадры с учётом загрузки тех или иных направлений, и стал основой перестройки эксплуатационной работы. Совершенно очевидно, что этот документ, требующий детальной проработки, готовился заранее.

22 июня 1941 года.

Перед железнодорожным транспортом СССР встала крайне сложная задача – с одной стороны продвижение воинских эшелонов к фронту, а с другой стороны эвакуация мирного населения в глубь страны. И железнодорожники сделали все возможное и невозможное для решения этой задачи. За годы войны на железные дороги пришлось более 80% всего грузооборота страны. Управления наркома и службы дорог перестраивали систему регулирования вагонным парком, организовывали переоборудование и подачу огромного количества подвижного состава для подвоза к фронту воинских соединений, боевой техники, боеприпасов, горючего, продовольствия, прокладывали наиболее рациональные маршруты следования эшелонов и транспортов.


Эшелон на фронт

Эвакуация заводов и фабрик


Так к ноябрю 1941 года только из Ленинграда было вывезено более полутора миллионов человек. А также эвакуированы свыше 90 промышленных предприятий, и художественные ценности Эрмитажа, Русского музея и музеев Петергофа, Пушкина, Павловска, Ораниенбаума, Гатчины.


Эвакуация


И все это под непрерывным огнем и бомбежками. С июня по декабрь 1941 года на прифронтовые железные дороги было совершено около 6 тыс. воздушных налётов и сброшено более 46 000 бомб. При этом было выведено из строя почти 400 км железнодорожных путей, повреждены линии связи, пострадало около 700 паровозов и более 15 000 вагонов.


Паровоз после обстрела


И несмотря на это в июле-ноябре 1941 года было эвакуировано 2593 предприятия, в их числе 2523 крупных завода. Ежесуточно отправлялось до 80 поездов, за три месяца на восток страны ушло 215 тыс. вагонов с оборудованием. Перебазирование велось по мере готовности площадей на родственных предприятиях в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Средней Азии. Даже сегодня трудно представить организацию такого объема перевозок в такой короткий срок, а тогда железнодорожники обходились без компьютеров, без сотовых телефонов, баз электронного оборудования. Результат работы железнодорожного транспорта в тот период поистине потрясает.

Вклад железнодорожников в дело победы огромен. Их работа в годы войны - настоящий подвиг. Вечная Память и Вечная Слава!


Возвращение Победителей.